Меню сайта
Комментарии
    Архивы

    Консультации для родителей

    Самомассаж в домашних условиях

    В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.

    Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующим улучшению произносительной стороны речи, является самомассаж.

    Самомассаж – это массирование разных групп мышц своими руками, без помощи другого человека. Логопедический самомассаж, также как и массаж, — активный метод механического воздействия, способный изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который проводит логопед.

    Целью логопедического самомассажа является прежде всего стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц. В логопедической практике самомассаж выполняется на мышцах лица, шеи, губ, языка, кистей и пальцев рук.

    Использование приемов самомассажа весьма полезно не только в детском саду, но и дома. Для проведения самомассажа не требуется специального оборудования (кушетка, зонды). Самомассаж можно выполнять сидя, лежа, стоя – в любой удобной позе. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно (дружно всей семьёй). Кроме этого, самомассаж можно использовать многократно в течение дня. Для проведения самомассажа не требуется разрешающих сертификатов и специального обучения, а также нет значительных противопоказаний.

    Условия проведения:

    — руки и лицо ребенка должны быть чистыми;

    — ногти ребенка должны быть коротко подстрижены, без заусенцев; — одежда не должна стеснять движений;

    — после приема пищи самомассаж проводить не рекомендуется;

    Приемы самомассажа могут предварять или завершать артикуляционную гимнастику.  Обучая  детей самомассажу,  логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

    После того, как приемы самомассажа усвоены в детском саду, его можно проводить в домашних условиях по инструкции логопеда.

    Противопоказания

    Значительных противопоказаний к проведению самомассажа нет, но есть ограничения:

    — острые и хронические заболевания кожных покровов, в том числе гематомы на массируемых участках;

    — наличие герпеса на губах или др. инфекций полости рта; — наличие коньюктивита;

    — увеличенные лимфатические узлы.

    К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

     поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

     растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

     разминание — смещение тканей с захватом –пощипывание.

     вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

    Самомассаж мышц головы и шеи

     

    1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
    2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

     

    Самомассаж мышц лица

    1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
    2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
    3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
    4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
    5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
    6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
    7. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
    8. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
    9. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
    10. 10. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
    11. 11. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
    12. 12. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
    13. 13. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
    14. 14. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
    15. 15. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
    16. 16. «Умоем личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку

    Самомассаж губ и языка

    Данные приемы самомассажа можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

    1. «Расческа». Поглаживание губ (поочередно верхней и нижней) зубами.
    2. «Молоточек». Постукивание губ (поочередно верхней и нижней) зубами.
    3. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

     

    1. «Пошлепывание языка губами» («Накажем непослушный язычок»). Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
    2. «Поглаживание языка зубами» («Причешем язычок»). Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
    3. «Покусывание языка зубами» («Покусаем язычок»). Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

    Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста.

     

    Самомассаж готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает детям лучше улавливать ощущениями от этих мышц, делает мимику выразительнее. Но нужно помнить, что проведение самомассажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только совместная работа логопеда с родителями и регулярные занятия по исправлению дефектов речи ребенка обязательно принесут положительный результат.

     

     

    Рекомендации логопеда на лето

    «Как не утратить речевые навыки ребёнка на период отпуска»

    Уважаемые Родители!

    Поздравляем вас с окончанием учебного года!

    За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли успехов в развитии, а именно в речевом развитии!

    Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

    Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям на лето:

    Делайте артикуляционную гимнатику!

    Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

    • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
    • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
    • Надувать воздушные шарики;
    • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
    • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
    • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
    • Дуть на детские флюгера.

    Развивайте мелкую и общую моторику:

    • Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
    • Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
    • Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
    • Играйте с глиной, мокрым песком;
    • Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
    • Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
    • Рисуйте на асфальте цветными мелками.

    В дождливые дни можно:

    • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
    • Перебирать крупы;
    • Играть с пальчиками
    • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
    • Складывать простое оригами, делайте аппликации.
    • Вышивать (крупным крестиком);
    • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
    • Плести из бисера, бусин, резиночек..
    • Лепить из пластилина, пластика, теста.
    • Читать книги

    Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

    • Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
    • Экскурсии в музеи, дворцы, парки…
    • Посещение театра, цирка, дельфинария…

    Продолжайте вместе с детьми:

    • Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
    • Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
    • Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
    • Отгадывайте загадки, учите стихи.
    • В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

    Лучше исключить:

    • Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
    • Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

    Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

    Игры на отдыхе

    Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:

    «Что из чего?»

    • Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.

    Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…

    (Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)

    «Пятерочка»

    • Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)

    Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.

    (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)

    «Пять действий»

    • Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.

    Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки

    (Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)

    «Кто больше?»

    • Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

    Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная

    • Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    «Подбери словечко»

    • В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать:

    Свежий — (воздух, огурец, хлеб, ветер);

    Старый- (дом, пень, человек, ботинок);

    Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);

    Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);

    Свежее — (молоко, мясо, варенье); и т.д.

    «Вот, так магазины!»

    • Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

    Например: магазин «Сладкоежка» — пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…

    («Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)

    «Мир животных»

    • Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела

    Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…

    (Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …

    Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)

    «Цвет и ответ»

    • Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!

    Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.

    (Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)

    «Три части»

    • Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!

    Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.

    (3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)

    Проведите максимально больше времени со своим ребенком,

    ведь Он так этого ждет!

    Приятного Вам отдыха!


    Как распознать маленького манипулятора?

    Большинство родителей сталкиваются с манипуляциями со стороны детей, и, не замечая первых признаков манипуляторного поведения, начинают жить по правилам ребенка, уступая ему роль взрослого.

    Каких ошибок нельзя допускать, если в вашей семье появился маленький манипулятор?

    Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок осознанно пытается манипулировать взрослыми. Если ребенок выявил определенную методику, позволяющую ему получить от взрослого желаемое, он будет регулярно ее использовать.

    В качестве «методов» получения желаемого ваше чадо может использовать как слезы, выпрашивание, лесть, так и истеричное или агрессивное поведение. Не редко родители сами провоцируют ребёнка на манипуляцию, сами манипулируют детьми, если не знают других путей воздействия на поведение ребенка, тем самым подавая отрицательный пример.

    Иногда взрослым легче пойти на уступки ребенку, чтобы тот успокоился и «отвязался».

    Чаще всего мамы и папы поддаются на провокации чада в общественных местах!

    Важно сохранять спокойствие и не задавать позиции. Проявление агрессивного поведения по отношению к ребенку после разоблачения манипуляции. Это только усугубит ситуацию, ребёнок закроется и разобраться в причинах манипуляции станет гораздо сложнее.

    Чтобы не развивать качества манипулятора в своем ребенке, важно вовремя распознать первые попытки манипуляции и четко дать понять, что она не работает!

    К«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

    Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

    К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

    К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

    Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию.

    Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаются» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

    Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

    Игра «Один-много»

    Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употреблениесуществительных во множественном числе именительном падеже.

    Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное вединственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

    Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –

    куклы, кубик- кубики и т. д.

    Игра «Назови ласково»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образованиясуществительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

    Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок долженперекинуть мяч и назвать слово ласково.

    Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —домик, кукла — куколка и т. д.

    Игра «Чего не стало»

    Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения — употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

    Ход игры:

    Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,а сам в это время убирает один любой предмет.

    Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

    Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком.

    Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

    (Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)

    Игра «Сосчитай до 5»

    Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

    Упражнять детей в счете.

    Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…

    Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.

    Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

    Игра «Жадина и щедрый».

    Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательнымиместоимениями.

    Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

    Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

    Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

    Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —Шарф мой и т. д.

    Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.

    Игра «Из чего какой»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образованияотносительных прилагательных.

    Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, аребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

    Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.

    Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образованияпритяжательных прилагательных.

    Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

    Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).

    Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайцачьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).

    Игра «Подбирай, называй, запоминай».

    Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

    Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

    Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный)

    Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)

    Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.

    Лед (что делает)- трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.

    Игра «Волшебные очки»

    Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.

    Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

    Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».

    Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

    Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

    Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

    • Верьте в силы ребенка!
    • Обучайте в игре!
    • Умейте выслушать ребенка.
    • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
    • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

    Скоро в школу!

    Как подготовить к школе первоклассника, для которого начинается новый, очень важный этап в его жизни? И что нужно знать родителям малыша, которому предстоит постигать азы различных наук? Ведь так хочется, чтобы подготовка к школе была действительно первоклассной!

    Наверное, нет родителей, которые сами не испытывали бы волнение и беспокойство перед поступлением ребёнка в школу. Это не только новый жизненный этап в жизни ребёнка, его переход на новую ступеньку развития, но и проверка на прочность всей семейной системы. Школа создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался, соответственно, родителям тоже придётся перестраиваться. Подготовка начинается не за год-два, а происходит в течение всего дошкольного детства ребёнка, и тогда к 6-7 годам ребёнок идёт в школу.

    Что входит в понятие готовности к школе?

    В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

    1. Физическая готовность.
    2. Интеллектуальная готовность.
    3. Социально-психологическая готовность.
    4. Эмоционально-волевая готовность.

    Что важно знать о готовности к школе родителям.

    Первая забота родителей будущих первоклассников — проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

    Физическая готовностьфундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

    Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

    Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

    Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

    Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

    В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).

    От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

    Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, — помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готовность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!

    «Игры с буквами для дошкольников»

    Часто знакомство с буквой происходит очень быстро, и ребенок не успевает запомнить графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а при написании неправильно располагает ее в пространстве.

    Обучение ребенка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

    При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква «В» произносится не «вэ» (как в названиях букв алфавита, а «в» (кратко).

    То, что необходимо запомнить родителям и детям:

    1. Звук – мы слышим и произносим.

    2. Буквы мы пишем и читаем.

    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

    Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

    Примерные игровые задания.

    «Буква-путешественница»

    Материалы: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль, буквы из набора магнитных букв.

    Как играть? Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части — условно начало, середина и конец пассажирского салона.

    Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ребенок. Выберите вид транспорта для «путешествия буквы». Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). «Билет» называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.

    Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете «билет» — слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и «сажает» букву в начало салона.

    «Дружилки»

    Материалы: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.

    Как играть? Разложите картинки с животными на одном столе а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например, СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.

    Следующий ход ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку.

    «Буква растет»

    Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть? Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5×20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги «посадите» (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так «буква растет». Предложите ему самому «вырастить» какую-нибудь букву.

     «Найди и зачеркни»

    Материалы: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, «Букварь» или «Азбука», рекламные листовки из почтового ящика, карандаш/фломастер/ручка.

    Как играть? Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

    Следующий уровень сложности — находить 2 разные буквы и обозначать из разными  способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например  М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.

    «Буквы на спине»

    Задание: Поиграйте с ребенком в загадки. Просто «напишите» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

    Вариант: Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.

    Учим детей правильно произносить и различать букву

     

    У многих детей к 5-7 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.
    Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.
    При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
    Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.
    • Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез).

    • Назови картинки, в названии которых есть звук Р.

    • Покажи, где коза, а где коса (лук – люк, крыса – крыша, лак – рак).

    • Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

    Закрепляйте полученные знания ежедневными упражнениями, чтобы у ребенка был хороший фонематический слух и тогда проблем в школе при написании слов у него не будет.

    Сказкотерапия в работе со страхом ребенка

     Сказкотерапия в работе со страхом ребенка
    Можно ли устранить страхи и скорректировать незадаптивное поведение ребенка? На мой взгляд, наиболее эффективными при устранении страхов в детском возрасте являются игровые методы и технологии. Язык игры наиболее понятен и доступен детям в любом возрасте, начиная с самого раннего. Именно игры (игры с правилами, подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.) способны за достаточно короткий срок снять страхи у ребенка, изменить его социальный статус, скорректировать детско-родительские отношения, дезадаптивное поведение. Наибольший результат при этом достигается при использовании подвижных игр, где при свободном передвижении ребенка в пространстве условной игровой ситуации и происходит освобождение от отрицательных эмоций. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит в ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное преодоление – катарсис.
    В психодраматической символической игре ребенок может представлять свою собственную реальность именно так, как он ее в настоящий момент переживает, чувствует и интерпретирует. Кроме того, в психодраматической игре происходит присвоение ребенком реальности и ее преобразование, причем таким образом, что игра приносит положительные эмоции, даже если в ней проигрываются конфликтные ситуации. В игре дети проявляют присущую им творческую способность получать радость и удовольствие даже от ситуаций, связанных с опасностью или несчастьем. Свободно оформляя свой жизненный опыт в пространстве игры, дети становятся более уверенными и учатся контролировать чувства, связанные с пережитыми ранее событиями.
    Когда ребенок сам играет в сказки, он одновременно представляет себя в различных ролях, становясь по ходу сюжета то Иванушкой, то Бабой Ягой. После подобной игры он уже не так боится Бабы Яги, поскольку не она, а он управляет ею. Ребенок, надевая на себя роль того или иного персонажа, расширяет границы своего поведенческого репертуара, развивает пространство своих возможностей. Естественно, роли рано или поздно приходится снимать, но чувство своей непобедимости, ощущение от своего могущества останется.
    Психодрама нам дает инструменты, техники (дублирование, метод зеркала, обмен ролями), которые помогают ребенку прочувствовать, осознать, взаимодействовать со своим незнакомым внутренним миром неопознанных чувств, беспокоящих проблем. Дети начинают спокойнее осознавать свои
    страхи, чаще проявляют их в рассказах, а, осознавая свои проблемы, ребенок легче и быстрее справляется с неблагоприятными воздействиями социальной
    среды.
    Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
    начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
    У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
    Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
    «Как победить дракона».
    Цель: работа со страхом, знакомство с понятием «ужас», обыгрывание страха, повышение самооценки, развитие воображения.
    Оборудование: Разноцветные ленты, платки, прозрачный кристалл (или шар), мягкие модули, стулья, шнуры, ружье, сабля, гимнастические палки, чистая тетрадь с надписью «Сто советов как победить дракона», цветные карандаши, бумага, блестки, разноцветные звездочки, клеевые карандаши, кассета с музыкой «Полет валькирии» Вагнера.
    Ход:
    Приветствие.
    Разминка: «Добрые слова» (передают друг другу прозрачный кристалл, говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища).
    В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились, маленькой Бабе Яге помогли. Вышли они в чисто поле. А там дым клубиться. Земля дрожит. Гром гремит. Не то вулкан, не то пожар. Ой, это же дракон! А какой он?
    Дети «рисуют словесный портрет» чудовища.
    Ох, и страшный! Такого увидишь – до смерти испугаешься. Представьте, едет царевич по полю и тут… (или, идет царевна по тропинке, а там…). Это уже не страх, это ужас!
    Дети отыгрывают ужас поочередно, дракона играют остальные участники, сбившиеся в кучу.
    Да, с таким нелегко будет справиться. Тут без науки не обойтись. Вон, в библиотеке, сколько книг. «Сто способов сварить суп». «Сто советов как воспитывать детей». Ага, вот это нам подойдет. «Сто способов как справиться с
    драконом». Ой, что это? Все листы чистые. Только надпись на первой странице «Заполни книжку сам». Придется самим составлять. Давайте придумаем, как можно победить такого драконищу.
    Дети придумывают способы борьбы с драконом. Потом отыгрывают в этюдах. «Драконоборцы» – все дети по очереди. Дракон – стайка детей. Они должны стремительно и комично убегать, падать в обморок, рассыпаться, дрожать от ужаса при различных попытках героя победить дракона.
    Испугался дракон, запросил пощады. Не губите меня, добры - молодцы, красны -девицы. Я вам пригожусь. И от меня польза может быть. А какая от дракона может быть польза? Давайте придумаем!
    Дети придумывают пользу от дракона – патрулирование границ царства. Разведение огня и его тушение, катание детей на празднике.
    Проводиться игра «Дракон кусает свой хвост».
    Вот и с драконом мы справились. Какое удивительное было сегодня у нас путешествие. Расскажите, что вам особенно понравилось?
    Шеринг
    Рисование сказочного дракона, раскрашивание его самыми веселыми цветами, украшение блестками и звездами.
    А теперь я предлагаю вам полетать на драконе.
    Упражнение «Полет дракона» проходит под музыку «Полет валькирии» Вагнера, по показу психолога. Дети имитируют стремительный и удалой полет по кругу, кружение, спуск на землю, поднятие к облакам и мягкую посадку).
    Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
    Рекомендации для родителей.
    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм:
    1.В первую очередь подобрать героя, близкого по полу, возрасту, характеру.
    2.Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
    3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
    4.Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Он встречает «фигуру совы» - мудрого наставника, объясняющей ему смысл происходящего. Задача взрослого – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
    5.Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
    Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
    Успехов Вам и Вашему ребенку!


    Консультация для родителей:


     «Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии»

    Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     На что обратить особое внимание:

    1.Если Ваш ребенок левша.

    2.Если он — переученный правша.

    3.Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

    4 .Если в семье говорят на двух или более языках.

    5.Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

    6.Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

    Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

    1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
    2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ѐ – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лѐбит (любит).
    3. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
    4. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
    5. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
    6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

    Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
    2. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
    3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
    5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

    Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

    Консультация для родителей «Развитие речи наших детей» в подготовительной группе

    Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

    Уважаемые родители!

    До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражаяречи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

    А речь ребенка к моменту поступления в школу должна быть:

    Грамотной Понятной Выразительной Осмысленной Богатой

    Это идеал. А что же получается на самом деле?

    Проблемы наших детей

    В наше современное время нашидети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

    Односложная речь

    Состоящая из одних простых предложений речь

    Бедная речь

    Недостаточный словарный запас

    Слова – «паразиты»

    Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

    Грамотные вопросы

    Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

    Составление рассказов

    Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

    Не могут логически объяснять

    Речь не выразительна

    Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

    Плохая дикция

    Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

    Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома. Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

    1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

    · Составлению творческих рассказов

    · Составлению рассказов по картине, по серии картин

    · Пересказам

    2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

    3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

    4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятиеучит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»«почему?»

    5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

    Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

    Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями. Игры родителям на заметку:

    «Похожие слова»

    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

    Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Приятель — друг — враг;

    Грусть — радость — печаль;

    Еда — очистки — пища;

    Труд — завод — работа;

    Танец — пляска — песня;

    Бежать — мчаться — идти;

    Думать — хотеть — размышлять;

    Шагать — сидеть — ступать;

    Слушать — глядеть — смотреть;

    Трусливый — тихий — пугливый;

    Старый — мудрый — умный;

    Бестолковый — маленький — глупый;

    Смешной — большой — огромный.

    «Два приятеля»

    Цель: развитие словаря синонимов.

    Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький, смелый — (храбрый, прекрасный — (красивый) и т. д.

    «Семейная олимпиада»

    Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

    Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

    Цветок красный, а цветочек красненький.

    Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

    Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

    Дом низкий, а домик … (низенький).

    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

    «Выбери правильное слово»

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

    Что дома делать надо:

    1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

    2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

    3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

    4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборотыразвивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

    5. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

    · Ты самый любимый!

    · Ты очень многое можешь!

    · Что бы мы без тебя делали!

    · Иди ко мне!

    · Садись с нами!

    · Я помогу тебе.

    · Я радуюсь твоим успехам

    · Расскажи мне, что с тобой

    Любите своих детей, помогайте им.

    Это самое дорогое, что у вас есть!

    Консультация для родителей на тему:

    «Как воспитывать мальчика?»

    Это наша величайшая беда — мы смотрим на мальчиков как на какие-то заводные машины, которые создают постоянный, раздражающий шум и при этом не требуют ни заботы, ни общения, ни участия со стороны родителей. На самом же деле в душе каждого маленького мальчика тайно живет герой — маленький Гек Финн или Тарзан, который только и ждет, чтобы показать свою физическую силу в схватке с могущественным врагом, а также получить одобрение и признание своей уникальности.

    hello_html_7cd0cd9f.gif

    Девочки и мальчики используют совершенно разные подходы для установления отношений с другими людьми. Еще до момента рождения мальчики проявляют большую физическую активность. Уже на восьмом месяце беременности в их крови появляется тестостерон; с этого момента начинаются те физиологические изменения, которые характерны для мальчиков. Внимание новорожденных девочек направлено на лица и звуки, а новорожденных мальчиков больше всего привлекают движущиеся объекты. Навыки речи развиваются у мальчиков медленнее, зато многие родители замечают, с какой точностью они имитируют такие звуки, как шум мотора, — причем начинают делать это намного раньше, чем пытаются воспроизвести слова. В процессе развития речи почти все звуки, которые издают девочки, как правило, направлены на установление вербального общения, в то время как у мальчиков таких звуков не более 40 процентов, все остальное — это разные шумы.

    Когда дети начинают играть с кубиками, мальчики строят из них значительно большие по размеру и более высокие конструкции, которые занимают больше места, в то время как девочки строят игрушечные домики, куда одна кукла могла бы пригласить другую на чай. Мальчиков тянет к таким игрушкам, как грузовики, они любят играть в песочнице, в то время как девочек привлекают платяные шкафы или кукольные домики.

    Мальчики быстро становятся сильнее — их мускульная масса в среднем на 30 процентов больше, чем у девочек. У них больше красных кровяных телец, и они испытывают потребность в большей физической активности. А вот их умственные способности развиваются медленнее, не так быстро нарастает количество связей между левым и правым полушарием. (Это является причиной, по которой речевые навыки у мальчиков развиваются медленнее, чем у девочек, а также более замедленного процесса выздоровления мужчин после инсульта в старости!)

    hello_html_1f41d93d.jpg

    Мозг мальчиков достигает состояния зрелости медленнее, чем мозг девочек, поэтому они не могут так же быстро адаптироваться к школьным занятиям. Научные исследования свидетельствуют также о том, что замедленный «старт» может создавать для мальчиков трудности на протяжении ряда лет. Поэтому, даже если родителям кажется, что их ребенок ведет себя асоциально или проявляет интеллектуальную незрелость, иногда следует набраться терпения и просто подождать.

    Самые серьезные исследования показывают, что здоровое социальное развитие как мальчиков, так и девочек требует присутствия двух родителей — мужчины и женщины. Причина этого заключается в том, что существуют фундаментальные различия между полами, поэтому и отец, и мать оказывают влияние на личность ребенка по — разному. Попытки сгладить эти различия могут вызвать у ребенка лишь замешательство и помешать правильному развитию его личности. В следующих главах более подробно будет рассказано о роли отца, о роли матери, о том, как они могут помочь друг другу и что происходит, когда ребенка воспитывает родитель — одиночка.

    hello_html_m7a327014.png

    Ребенку необходимы и корни, и крылья. Корни он получает благодаря сильной привязанности к матери в первые годы жизни, а крылья — благодаря обучению и тренировке, которые может дать отец, близкий и родной человек, вводящий ребенка в большой открытый мир. Мамы учат нас опираться на землю, чтобы чувствовать себя защищенными, в то время как отцы — стремиться к звездам и смело противостоять враждебному миру!

    Биологически мальчики как бы самой природой предназначены для борьбы, соперничества, и им это нравится. Это испытание их силы, способностей и энергии, что приносит мальчикам много радости и дает множество ценных жизненных уроков.

    У мальчиков тоже богатая эмоциональная жизнь, и нам нужно приложить усилия, чтобы защитить их в этом плане. Еще в совсем юном возрасте предоставив мальчикам возможность разобраться в своих эмоциях, мы поможем им сделать свою жизнь духовно богаче, а связи с окружающими людьми гораздо прочнее и, кроме того, научим их эффективно противостоять тем неприятностям, которые случаются в жизни.

    hello_html_m31a9fe68.jpg

    Имеющиеся свидетельства говорят о том, что мальчики и мужчины имеют тенденцию не проявлять свои чувства столь же сильно, как девочки. Иногда они даже могут показаться бесчувственными. Но мальчики поступают так для самозащиты, поэтому, если с ними обращаются как с бесчувственными, они такими и становятся. Мальчики нуждаются в нас, родителях, которые научили бы их понимать свои чувства и помогли бы идентифицировать их скрытые представления о том, что вызывает эти чувства.

    Нам также необходимо помочь мальчикам разобраться в отрицательных сторонах молодежной субкультуры, в настоящее время распространенной среди их сверстников. А если это возможно, то мы должны даже постараться сблизиться с этой группой сверстников, чтобы оказать на них положительное влияние.

    Есть два особых момента, которые помогут вам в деле воспитания сыновей. Если вы ими воспользуетесь, то они станут вашими союзниками в этом странствии по дорогам воспитания.

    Первый момент: если вы покажете мальчику, что у вас есть определенный план, он будет чувствовать себя более защищенным. Здесь не требуется каких-то особых деталей или инструкций, просто нужен общий план, которому он мог бы следовать.

    hello_html_70a06c21.jpg

    Второй момент: мальчик будет сохранять верность тому, кто дал ему понять, что верит в него. Поверьте в своего сына — и у него все будет хорошо. Ваша вера в его способности и силу характера нужна его мальчишеской душе как воздух.

    C-.логопедаpdf

    Безопасность детей зимой

    Зима – любимое время года нашей детворы. Дети достаточно много времени уделяют катанию на коньках и лыжах, лепят снеговика, играют в снежки, в хоккей на дворовом катке и, в конце концов, просто валяются в снегу.

    А некоторые ребята любят проводить время еще интереснее: строят ледяную горку и катаются по ней так, что дух захватывает. Родители должны знать, что такое времяпрепровождение не всегда безобидно и подобные игры могут закончиться печально. Происходит это потому, что ребята, играя, забывают о возможных последствиях. К примеру, строя из снега горку, могут расположить ее в небезопасном месте, возле дворовой дороги или, что еще хуже, около проезжей части. В таком случае и до беды недалеко: можно оказаться под колесами автомобиля, а потом и на больничной койке.

    Обернуться неприятностью может и игра в снежки. Детям следует объяснить, что, кидаясь снегом, необходимо убедиться, нет ли рядом пешеходов, и не станут ли проходящие мимо люди случайной мишенью.

    Осторожно сосульки

    Рекомендуется: соблюдать осторожность и, по возможности, не подходить близко к стенам зданий. При выходе из зданий обращать внимание на скопление снежных масс, наледи и «сосулек» на крышах, по возможности, обходить места возможного их обрушения. Особое внимание следует уделить безопасности детей. Если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием.

    Как не замерзнуть в зимнее время

    Несоблюдение правил правильной одежды и поведения на улице в осенне-зимний период может привести к крайне серьезным обморожениям и даже летальному исходу. Поэтому, для того, чтобы не замерзать на улице, нужно знать, как правильно одеваться в мороз. Также существуют некоторые универсальные правила безопасности, соблюдение которых поможет снизить риск получения обморожения и поможет быстрее согреться после пребывания на морозе.

    Одежда зимой должна быть многослойная. Это значит, что недостаточно одной теплой вещи. Когда одежды много, они создают некоторую тепловую прослойку между собой, что не дает холоду проникать к телу, а тепло от поверхности тела дольше остается внутри и не охлаждается.

    Зимняя одежда ни в коем случае не должна быть тесной, потому что в этом случае нарушается правильное кровообращение. Теплая кровь хуже продвигается в зажатые одеждой области тела и хуже их согревает. Обязательно правильно подбирайте размер зимней одежды. Лучше, если она будет свободной и не сковывающей движений.

    Самое важное на морозе – это движение. Даже самая теплая одежда не способна сохранить достаточное тепло. Поэтому чем активнее двигаться на морозе, тем лучше тело согревает само себя.

    Дети, несмотря на маленькое количество жировой ткани, лучше переносят пребывание на морозе, потому что активно двигаются. Как только дети прекращают физическую активность на холоде, они начинают очень быстро замерзать.

    Правила безопасности при пребывании на холоде:

    1. Перед выходом на мороз будет разумным нанести на кожу открытых поверхностей (в основном, лицо) специальный крем от мороза;

    2. Нельзя притрагиваться оголенными руками и другими участками тела металлических поверхностей на улице;

    3. Когда лицо начнет замерзать от мороза и холода, можно растереть его сухой поверхностью рук;

    Берегите себя и своих близких!

    История РФ
    Памятные даты военной истории России
    banner_deti_1
    Визитка
     Наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 43»
    Адрес: 679016, ЕАО, Биробиджан, ул. Миллера, 5а
    Телефон: 8-(42622)-6-06-87
    Руководитель: Питиримова Ольга Владимировна
    Электронная почта: ds43eao@post.eao.ru
    Адрес сайта: http://mkdou43.ru
    График работы заведующего МБДОУ: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00
    Об учредителе
    Наименование: Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
    Почтовый адрес: 679000 ЕАО г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29
    Телефон: +7(42622) 6-91-92
    Адрес электронной почты:gorod@post.eao.ru
    Адрес интернет-страницы: www.biradm.ru
    Режим работы: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00