Меню сайта
Комментарии
    Архивы

    Учитель-логопед Пастухова Светлана Валентиновна

    В 2005 г.окончила «Биробиджанский педагогический государственный институт» направленность: педагог-психолог;2020г. «ПГУ им. Шолом-Алейхема» направленность: Логопедическая работа с детьми с различными речевыми нарушениями

    Консультация для родителей

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

    Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

    К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

    К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

    Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию.

    Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаются» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

    Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

    Игра «Один-много»

    Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление

    существительных во множественном числе именительном падеже.

    Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в

    единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

    Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –

    куклы, кубик- кубики и т. д.

    Игра «Назови ласково»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

    существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

    Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен

    перекинуть мяч и назвать слово ласково.

    Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —

    домик, кукла — куколка и т. д.

    Игра «Чего не стало»

    Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения — употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

    Ход игры:

    Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –

    7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,

    а сам в это время убирает один любой предмет.

    Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

    Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных

    ребенком.

    Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

    (Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)

    Игра «Сосчитай до 5»

    Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

    Упражнять детей в счете.

    Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…

    Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.

    Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

    Игра «Жадина и щедрый».

    Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными

    местоимениями.

    Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

    Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

    Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

    Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —

    Шарф мой и т. д.

    Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.

    Игра «Из чего какой»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

    относительных прилагательных.

    Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а

    ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

    Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.

    Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

    Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

    притяжательных прилагательных.

    Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

    Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).

    Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца

    чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).

    Игра «Подбирай, называй, запоминай».

    Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

    Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

    Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный)

    Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)

    Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.

    Лед (что делает)- трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.

    Игра «Волшебные очки»

    Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.

    Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

    Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».

    Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

    Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

    Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

    • Верьте в силы ребенка!
    • Обучайте в игре!
    • Умейте выслушать ребенка.
    • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
    • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

     

    Скоро в школу!

    Как подготовить к школе первоклассника, для которого начинается новый, очень важный этап в его жизни? И что нужно знать родителям малыша, которому предстоит постигать азы различных наук? Ведь так хочется, чтобы подготовка к школе была действительно первоклассной!

    Наверное, нет родителей, которые сами не испытывали бы волнение и беспокойство перед поступлением ребёнка в школу. Это не только новый жизненный этап в жизни ребёнка, его переход на новую ступеньку развития, но и проверка на прочность всей семейной системы. Школа создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался, соответственно, родителям тоже придётся перестраиваться. Подготовка начинается не за год-два, а происходит в течение всего дошкольного детства ребёнка, и тогда к 6-7 годам ребёнок идёт в школу.

    Что входит в понятие готовности к школе?

    В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

    1. Физическая готовность.
    2. Интеллектуальная готовность.
    3. Социально-психологическая готовность.
    4. Эмоционально-волевая готовность.

    Что важно знать о готовности к школе родителям.

    Первая забота родителей будущих первоклассников — проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

    Физическая готовностьфундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.

     

     

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

    Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

    Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

    Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

    Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

    В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).

    От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

    Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, — помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готовность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!

     

     «Знаем правила безопасности»

     

    02 марта 2023 года проведена игра-викторина «Знаем правила безопасности».

    В игре приняли участие воспитанники подготовительной группы №6.

     

    Цель данного мероприятия: формирование умений безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

     

    Задачи:

    1. Дать представление о различных опасных ситуациях
    2. Развивать умение быстро и правильно реагировать в опасной ситуации
    3. Закрепить правила безопасного поведения
    4. Воспитывать привычку безопасного поведения
    5. Воспитывать бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих

     

    В игре участвовали 2 команды: «Умники» и «Знатоки»

     

    Ребята отгадывали загадки, отвечали на вопросы, разбирали ситуации, в которых нарушены правила безопасности и к каким последствиям может это привести.

     

    В результате проведенного развлечения, дети получили стойкие знания о основах безопасности жизнедеятельности, повторили правила безопасности дома, на улице, на природе.

     

     

     

     

    Консультация для родителей

    «Игры с буквами для дошкольников»

    Часто знакомство с буквой происходит очень быстро, и ребенок не успевает запомнить графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а при написании неправильно располагает ее в пространстве.

    Обучение ребенка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

    При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква «В» произносится не «вэ» (как в названиях букв алфавита, а «в» (кратко).

    То, что необходимо запомнить родителям и детям:

    1. Звук – мы слышим и произносим.
    2. Буквы мы пишем и читаем.
    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

    Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

     

     

    Примерные игровые задания.

     

    «Буква-путешественница»

    Материалы: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль, буквы из набора магнитных букв.

    Как играть? Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части — условно начало, середина и конец пассажирского салона.

    Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ребенок. Выберите вид транспорта для «путешествия буквы». Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). «Билет» называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.

    Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете «билет» — слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и «сажает» букву в начало салона.

     

    «Дружилки»

    Материалы: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.

    Как играть? Разложите картинки с животными на одном столе а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например, СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.

    Следующий ход ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку.

     

    «Буква растет»

    Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть? Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5×20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги «посадите» (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так «буква растет». Предложите ему самому «вырастить» какую-нибудь букву.

     «Найди и зачеркни»

    Материалы: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, «Букварь» или «Азбука», рекламные листовки из почтового ящика, карандаш/фломастер/ручка.

    Как играть? Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

    Следующий уровень сложности — находить 2 разные буквы и обозначать из разными  способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например  М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.

     

    «Буквы на спине»

    Задание: Поиграйте с ребенком в загадки. Просто «напишите» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

    Вариант: Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.

     

     

    Консультация для родителей

    «Учим детей правильно произносить и различать буквы»

    У многих детей к 5-7 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.
    Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.
    При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
    Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.
    • Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез).

    • Назови картинки, в названии которых есть звук Р.

    • Покажи, где коза, а где коса (лук – люк, крыса – крыша, лак – рак).

    Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

    Закрепляйте полученные знания ежедневными упражнениями, чтобы у ребенка был хороший фонематический слух и тогда проблем в школе при написании слов у него не будет.

     

    Консультация для родителей:

     «Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии»

    Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     На что обратить особое внимание:

    1.Если Ваш ребенок левша.

    2.Если он — переученный правша.

    3.Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

    4 .Если в семье говорят на двух или более языках.

    5.Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

    6.Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

    Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

    1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
    2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ѐ – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лѐбит (любит).
    3. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
    4. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
    5. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
    6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

    Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
    2. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

     

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
    3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
    5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

    Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

     

     

     

     

    Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

     

    Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

    Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

    Закрепление звуков в речи это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

    Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

    Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

    Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

    Упражнения для автоматизации звуков

    1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
    2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

    Упражнения для развития фонематических процессов

    1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
    2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
    3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
    4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
    5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
    6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
    7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
    8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

    Упражнения для развития слоговой структуры слова

    (слогового анализа и синтеза)

    1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
    2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
    3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
    4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
    5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов — в другое).
    6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
    7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

    Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

    1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
    2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
    3. — Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
    4. — Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
    5. — Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
    6. — Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
    7. — У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
    8. — Если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.
    9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
    10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

    Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

    1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
    2. Сочиняйте стихи, рифмы.
    3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
    4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
    5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

    Упражнения на развитие связной речи

    1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
    2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
    3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
    4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
    5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
    6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

     

    6 приёмов для развития связной речи

     

    Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растет, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у него не получается. Речь идет о недостаточном развитии связной речи.

    Чтобы совершенствовать связную речь ребенка, необходимо использовать все, что ребенок видит вокруг. Можно заниматься дома, на прогулке, и по дороге в детский садик.

    Рекомендую следующие приемы, способствующие развитию связной речи:

    1. «Как это было?»

    Вспомните с малышом любое интересное событие, в котором вы принимали участие. Вместе вспоминайте, что видели и что делали в тот момент. Припоминайте те моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребенка.

    1. «Что дальше?»

    Включите интересный мультфильм и начните смотреть его вместе с малышом. Затем на самом интересном месте «вспомните» про срочные дела и уйдите в другую комнату. Через некоторое время, сделав огорченный вид, попросите ребенка рассказать, что вы пропустили, и чем закончился мультфильм. Обязательно поблагодарите его за рассказ!

     

    1. «Закончи предложение»

    Предлагаем ребенку продолжить и закончить предложение, которое начал взрослый. При этом помогаем наводящими вопросами: «Малыши играют… (Где? С чем?)»

    Можно немного усложнить: «Малыши играют на улице, потому что…»

    4 «Попробуй, отгадай»

    Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестер, друзей или бабушек и дедушек.

    Один из взрослых показывает мешочек (непрозрачный) и сообщает, что он волшебный. В нѐм лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребенку, который должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть ее, но не показывать и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все дети получат по одной игрушке, взрослый спрашивает у них, хотят ли они знать, кому что досталось. Детям, конечно, хочется. Тогда он просит не показывать игрушки, а рассказать про них. Дальше ведущий описывает свой подарок, чтобы детишки поняли, как правильно это делать, а дети отгадывают, что досталось ведущему. Затем малыши рассказывают про свои подарочки и, когда подарок отгадан, показывают свою игрушку. Эта игра хорошо подходит для детских праздников.

     5. «Ах, если бы…»

    Взрослый предлагает малышу пофантазировать и предлагает следующее начало: «Если бы я была волшебницей, то…» «Если бы у меня была шапка-невидимка…»

    1. «Рисуем словами»

    Взрослый говорит ребенку: «Хочешь превратиться в необычного художника, который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю стих о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чем услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил».

    После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом.

     

     

    Играя со своими детьми, вы можете добиться хороших результатов в развитии связной речи!

     

     

     

    Речь родителей – образец для ребёнка

     

    Любой родитель хочет видеть своего ребѐнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребѐнок. Чѐткая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности.

    Очень большое значение для развития речи ребѐнка имеет речевая среда, в которой он растѐт. Ребѐнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребѐнок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать еѐ, постепенно приближаясь к образцу.

     

    Хотелось бы рассказать родителям о некоторых ошибках, которые допускают некоторые из них, общаясь с малышами.

     

    • Есть такие родители-«молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своѐм развитии, поскольку у ребѐнка есть возможность подражать только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребѐнок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребѐнка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить.

    Из этого нужно сделать вывод, что с ребѐнком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребѐнком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.

    • Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечѐтко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребѐнком вопросы.

    В этой ситуации ребѐнок также лишѐн полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем.

    Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чѐтко проговаривая окончания слов.

    • Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания.

    В таких случаях речь ребѐнка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

    • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочѐты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребѐнка.

    Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.

     

    Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с малышом.

    Ведь из-за того, что ребѐнок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребѐнка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьѐзными.

     

    Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребѐнка всѐ будет хорошо.

     

    Консультация для родителей

    «Развиваем мелкую моторику детей»

     

            Цель: Дать  представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры  для развития мелкой моторики.

     На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

     Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

     — Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

     У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

             Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

     Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

     Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

     К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

             Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 — 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

             Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.         Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

     Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

     Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

             Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

             Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

             Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

     Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

             Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

             Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

     Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

    Игры с детьми на развитие мелкой моторики:

    1. Массаж ладошек

     Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

    1. Рисование на песке

     Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

    1. Застегивание, расстегивание и шнуровка

     Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

    1. Разрывание бумаги

      Дайте ребенку несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

    1. Бусы

     Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

    1. Пирамидки

     Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

    1. Крупы

     В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

    1. Лепка

     Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

    1. Рисование и раскрашивание

     Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

    1. Игра с крышками

    Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения, учим закручивать и откручивать крышки, развивает у детей координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть, способствует развитию межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев.

            Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

    Консультация для родителей на тему:

    «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

     

    1. Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

    Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

    • заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
    • все упражнения проводятся перед зеркалом;
    • все упражнения проводятся в виде игры;
    • сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
    • для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

    Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

    Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

    • «заборчик»;
    • «окошечко»;
    • «трубочка»;
    • «чашечка»;
    • «блинчик»;
    • «иголочка»;
    • «горка»;
    • «парус».

    Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

    Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

    • «часики»;
    • «качели»;
    • «лошадка»;
    • «чистим зубки»;
    • «вкусное варенье»;
    • «барабанщик»;
    • «худышки – толстяки» и другие.

    Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

     

     

     

    1. Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

    Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

    Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.

    Сейчас мы попробуем их выполнить.

    Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение (родители выполняют упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Иголочка», , «Чашечка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», ««Лопаточка», «Горка», «Катушка» и так далее).

    Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

    Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

    «Воздушный футбол»

    Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

    «Поющая бутылочка»

    Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

    «Свеча»

    Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

    «Фокус»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

     

    «Сладкая зарядка»

    Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

    Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

    Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

    Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

     

    1. Заключение.

    В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

     

     

    База  артикуляционных  упражнений

    Для группы переднеязычных звуков (Д,Т,Н):

    1. Улыбка» («заборчик»)

    Улыбнуться, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    1. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.          

    1. “Покусай язычок” 

    Широкий расслабленный язык положи на нижнюю зубы, боковые края языка касаются уголков губ, произносим “та-та-та”.

    1. «Чистим нижние  зубы внутри»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с внутренней стороны нижних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.  

    1. «Чистим верхние  зубы внутри»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с внутренней стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз. 

    1. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.                                

    1. «Часики»

    Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.  

    1. «Качели»

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок».   

    Для группы заднеязычных звуков (Й,Х,К,Г):

    1. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.         

    1. «Лопатка”  

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на нижнюю губу.  

    1. “Накажи язычок” (Месим тесто) 

    Широкий расслабленный язык положи на нижнюю губу, боковые края языка касаются уголков губ произносим “пя-пя-пя”.

    1. «Чистим нижние зубы внутри»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с внутренней стороны нижних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.  

    1. «Горка» («мостик»)

    Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.  

     

     

     

     

    1. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.                                

    1. «Часики»

    Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.  

    Для группы свистящих звуков:

    1. Улыбка» («заборчик»)

    Улыбнуться, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    1. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.         

    1. «Лопатка”  

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на нижнюю губу.  

    1. “Накажи язычок” (Месим тесто) 

    Широкий расслабленный язык положи на нижнюю губу, боковые края языка касаются уголков губ произносим “пя-пя-пя”.

    1. «Чистим нижние зубы внутри»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с внутренней стороны нижних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.  

    1. «Горка» («мостик»)

    Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.  

    1. «Ветерок дует с горки»

    Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  

    1. «Катушка” (“Киска сердится”) 

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.  

     

     

    1. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.                                

    1. «Часики»

    Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.  

    1. «Качели»

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок».   

    Для группы шипящих звуков:

    1. “Улыбка” (“Заборчик”) 

    Улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении до счёта “пять”. 

    1. “Трубочка” 

    Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счёта “пять”. 

    1. “Улыбка” — “трубочка” на счет, по хлопку. 
    2. “Накажи язычок” 

    Широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу, боковые края языка касаются уголков губ произносим “пя-пя-пя”.

    1. “Чашечка” 

    Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки. Удерживать в таком положении до счета “десять”.

    1. Качели”

    Улыбнуться, открыть широко рот, на счет “раз” — опустить кончик языка за нижние зубы, на счет “два” поднять язык за верхнии зубы.   

    1. «Горка» 

    Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, “горку” выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении.

    1. “Почистим верхние зубы” 

    Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно “почистить” за верхними зубами (влево-вправо). Повторить несколько раз.

    1. Вкусное варенье” 

    Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю губу. Удержать язык на верхнее губе. 

    1. “Печенька” Жуем боковые края языка.

    Для группы сонорных звуков (Л,Ль):

    1. «Заборчик»

    Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    1. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.   

    1. «Язык  здоровается с верхней губой»

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на верхнюю губу. 

    1. «Футбол»

    Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг. 

    1. «Месим тесто»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед  – назад.

    1. «Чистим зубы»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с внутренней стороны  верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки.

    1. «Вкусное варенье. Верхняя губа»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз.

    1. «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо. 

    1. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 5.

    1. «Часики»

    Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать  10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.  

    1. «Качели»

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» . 

    1. «Парус»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.  

    1. «Индюк» («болтушка»)

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…» 

    1. “Ступеньки” 

    чередование “чашечки” на верхней губе, “чашечка” на верхних зубах, “чашечка” внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд. 

    Для группы сонорных звуков (Р, Рь):

    1. Улыбка» («заборчик»)

    Улыбнуться, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    1. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.         

    1. «Язык  здоровается с верхней губой»

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на верхнюю губу.       

    1. «Вкусное варенье верхняя губа»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. 

    1. «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.                          

    1. «Лошадка»

    Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.                  

    1. «Грибок»

    Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»).

    1. «Гармошка»

    Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).  

    1. «Парус»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза. 

    1. «Барабанщик»

    Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. 

     

     

     

    Поздравления с Днем 23 февраля

    для пап и дедушек»

    День защитника Отечества — это день воинской славы России. Традиционно с этим праздником мы поздравляем мужчин.

     

    Дорогие наши родители: папы, дедушки, дяди, братья, наши мальчики !
    Поздравляем всех вас с этим замечательным праздником –

    Днём защитника Отечества!

    Музыкальные руководители вместе с воспитателями, специалистами организовали и провели тематические мероприятия ко Дню 23 февраля. Дети с огромным удовольствием приняли участия в праздничных мероприятиях посвященных празднику всех мужчин.

    Дети сделали творческие работы для своих пап и дедушек.

     

     

    Дидактические игры для развития речевого дыхания

    Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо для развития речи.

    Но прежде чем приступить к развитию у ребенка речевого дыхания, нам необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох и научить направлять воздушную струю в нужном направлении.

    Во время проведения с ребенком игр необходим постоянный контроль, за правильностью дыхания.

    При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями).

    Представленные ниже игры помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

     

     

     

    «Цветочная поляна»

    Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; обучение умению дуть через трубочку активизация губных мышц.

    Оборудование: бумажный стаканчик, резиновая перчатка украшенная бумажными цветочками, коктейльная трубочка.

    «Перышко, лети»

    Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

    Оборудование: цветные птичьи перышки (можно сдувать ватку, бумажку со стола, с ладошки другого взрослого).

    «Загони мяч в ворота»

    Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

    Оборудование: Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него (можно использовать (коктейльную трубочку), перекатывая по столу.

    Футболист я неплохой —

    в ворота мяч летит стрелой!

    «Горох»

     Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох; укрепление круговой мышцы рта.

    Оборудование: тарелка, горох, картинка

    На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.

    Что-то спряталось на дне,

    Но пока не видно мне.

    На горох подую я

    И скажу, что там, друзья

     

    Все игры-упражнения способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться положительных результатов в процессе исправления речи детей.

    Вызывают у детей желание заниматься и развивают интерес к дыхательной гимнастике.

    Наши дети очень любят играть в эти игры.

    История РФ
    Памятные даты военной истории России
    banner_deti_1
    Визитка
     Наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 43»
    Адрес: 679016, ЕАО, Биробиджан, ул. Миллера, 5а
    Телефон: 8-(42622)-6-06-87
    Руководитель: Питиримова Ольга Владимировна
    Электронная почта: ds43eao@post.eao.ru
    Адрес сайта: http://mkdou43.ru
    График работы заведующего МБДОУ: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00
    Об учредителе
    Наименование: Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
    Почтовый адрес: 679000 ЕАО г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29
    Телефон: +7(42622) 6-91-92
    Адрес электронной почты:gorod@post.eao.ru
    Адрес интернет-страницы: www.biradm.ru
    Режим работы: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00