Меню сайта
Комментарии
    Архивы

    Головатая Наталья Александровна

    Должность: учитель-логопед

    Образование: в 1999г. окончила Биробиджанский государственный педагогический институт, присуждена квалификация Учитель -логопед по специальности «Дошкольная педагогика и психология»

    Этот

    «страшный и опасный»

    ЛОГОПЕД…

     

     — Кто он? Почему его боятся многие родители? Почему родители с таким предубеждением относятся к логопеду и не хотят вести к нему ребенка?

       Все педагоги единогласно утверждают, что сейчас очень много детей с нарушением речи. Чем это вызвано сказать трудно. Но самое плохое кроется в том, что многие родители не понимают сложности проблемы и не обращают внимание на нарушения речи у ребенка. Считают, что все пройдет само собой. И это очень опасное заблуждение.

       Уважаемые родители, если у Вашего ребенка неправильно или плохо растут зубки, вы что будете делать? Поведете малыша к врачу. Будете делать то, что скажет доктор: лечить, удалять, поведете к ортодонту и т.д. Правильно? Если врач из детского сада направит вашего ребенка к хирургу, кардиологу, лору, вы поведете малыша? Наверняка. Так почему же, когда воспитатель, психолог, учитель советуют Вам показать малыша логопеду, вы отказываетесь и обижаетесь? Многие учителя и воспитатели часто встречают такую реакцию родителей. А почему? Чем же страшен и опасен логопед?

       Для каждого родителя его ребенок самый лучший, самый любимый. Мы прощаем ему различные промахи, не замечаем недостатки. Педагог же видит ребенка в коллективе таких же детей и сразу замечает, если что-то у малыша не так, как должно быть. Сейчас очень часто встречаются у детей различные нарушения речи, которые может исправить только логопед. Дорогие родители, если Вам советуют посетить логопеда, не пугайтесь, не возмущайтесь, а берите малыша и сразу, без промедления бегите к нему. Поймите, предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку, научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова. Когда у ребенка ранка, мы ее видим и чувствуем. Если что-то нарушено в животе, он болит. Когда нарушена или не сформирована речевая деятельность, то ничего не болит, ничего не видно, т.к. все спрятано под кору головного мозга и никак не проверишь. Только специалист может определить уровень развития речи и помочь преодолеть какие-то нарушения.

       Логопед занимается, как правило, один с малышом и учит его правильно слышать и произносить звуки, читать и писать буквы. Даже если ребенок правильно произносит звуки, еще не значит, что все в порядке. Часто трудности начинаются в школе, когда дети учатся читать и писать диктанты. Если ребенок при чтении пропускает буквы, заменяет букву другой, при письме пропускает гласные или согласные, добавляет лишние буквы, пропускает мягкий знак, значит срочно нужно проконсультироваться с логопедом. Не ждите, что все пройдет. Само по себе ничего не проходит. Нужны специальные упражнения для того, чтобы связь между слышу — пишу, вижу — читаю установилась правильно. Помогите своему малышу! Ведь неправильно установленные связи закрепляются, мешают ребенку хорошо читать и писать, понимать текст, что создает различные комплексы у ребенка, негативное отношение к учебе.

       Когда ребенку трудно идти, родители помогают. Когда у ребенка плохо получается зашнуровывать ботинки, родители помогают. Когда ребенку трудно произнести слово или звук, трудно читать и писать, почему многие родители отмахиваются, не помогают ему? Потому что не умеют и не знают как помочь. Вот для этого и существует такой хороший специалист, как логопед. Не учитель, не воспитатель, а логопед. Логопед не делает уколы, не режет, не зашивает, он только учит правильно произносить звуки, слышать и различать их. Поэтому, если Вы заметили, что малыш не все звуки произносит чисто, не ругайте его, а помогите, сводите к логопеду, проконсультируйтесь у него. После консультации не ленитесь, выполняйте все задания логопеда и тогда Вы избежите многих проблем в школе. Не так страшен логопед, как многие думают, на самом деле он обаятельный и симпатичный, а самое главное – нужный, очень нужный Вашему малышу.

    Уважаемые родители!

    Наступает пора летнего отдыха и длинных отпусков. Но, тем не менее, занятия с ребенком дома необходимо продолжать. Предлагаю вашему вниманию комплекс дыхательных и звуковых упражнений для отработки в домашних условиях, что будет способствовать правильному произношению звуков, слов и целых фраз.

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

    1. «ЧАСИКИ»

    Стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. Размахивать прямыми руками, произнося: «ТИК-ТАК…»

    1. «ТРУБАЧ»

    Сидя, кисти рук сжатые в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звуков «П-Ф-П-Ф…»

    1. «ПЕТУШОК МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ»

    Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам, выдыхая произносить «КУ – КА – РЕ — КУ…»

    1. «КАША КИПИТ»

    Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При выдохе произносим громкое «ФФФФФ….»

    1. «ПАРОВОЗИК»

    Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и произнося:

     «ЧУХ-ЧУХ- ЧУХ…»

    1. «НА ТУРНИКЕ»

    Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носочки – вдох. Палку опустить на лопатки – длинный выдох с произнесением звука: «ФФФФФФ…»

    1. «НАСОС»

    Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить: «ССССС…..». Выпрямление, вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.

    1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

    Стоя, ноги расставить на ширине плеч, одну руку вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем менять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука: «РРРРРР…».

    1. «ЛЕТЯТ МЯЧИ»

    Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительно: «УХХХХ..».

    1. «МАЯТНИК»

          Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на нижних углах лопаток.                                                                                                                           Наклонить туловище в сторону. При наклоне – выдох с произнесением: «ТУХХХ…».

    1. «СЕМАФОР»

    Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить вниз с длительным выдохом, произнести: «ССССС….».

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1. «ТРАКТОР»

    Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «Д-Т-Д-Т…» менять громкость и длительность.

    1. «СТРЕЛЬБА»

    Представьте, что вы находитесь в тире. Энергично произносить «Г-К-Г-К…»

    1. «ФЕЙЕРВЕРК»

    Представить, что стреляете из хлопушек, энергично произносить «Б-П-Б-П…»

    1. «СОНЯ»

    Несколько раз потянуться и зевнуть

    1. «ГУДОК ПАРОХОДА»

    Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой со звуком «УУУУУУ….»

    1. «ПЛАКСА»

    Ребенок имитирует плач звуком «ЫЫЫЫЫ…».  Другой ребенок обращается к нему со словами : «Что ты плачешь «Ы» да «Ы»? Слезы ты скорей утри. Будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать.

    1. Сделать вдох – на выдохе пропеть: «АААА…»
    2. Сделать вдох – на выдохе пропеть: «ООООО….»
    3.  Сделать вдох – на выдохе пропеть: «УУУУУ….»
    4. Сделать вдох – на выдохе пропеть: «АУ….»
    5. Сделать вдох – на выдохе пропеть: «АУО….»

    ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА

    И.п.: руки сжаты в кулачках, ноги узкой дорожкой:

    — руки вверх – А –

    — руки вперед – О –

    — руки в стороны – У –

    — руки вверх – И –

    — руки вниз – Э –

         — руки перед собой – Ы —

    В рамках недели Продукты питания, для ребят старшей группы было проведено развлечение Здоровая и вредная еда. Было 2 команды Апельсинки и Витаминки. Ребята отгадывали загадки, решали кроссворд, выбирали полезные продукты, состязались в ловкости и быстрота. В итоге победу одержала команда Витаминки.

                       Роль художественной литературы   в развитии речи детей.

    Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

    Уильям Теккерей

    Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать.

    Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

    •  Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы       (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
    • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
    • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
    • Неспособность грамотно сформулировать вопрос
    • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате — родители не понимают многих поступков ребенка)
    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
    • Плохая дикция

        Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки — бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать   язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

    В возрасте 5-6 лет, мы замечаем, что многие дети хорошо умеют читать. Но взрослые должны понимать, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он научился самостоятельно читать, нужно удовлетворять.

    Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

    Как прививать интерес ребенка к художественной литературе? Вот несколько советов.

    • Приобщайте ребенка к книге с раннего детства.
    • Выбирайте книгу в соответствии с возрастом.
    • Показывайте ребенку, что чтение доставляет вам удовольствие. Читайте с выражением интонацией. После чтения проведите беседу о прочитанном.
    • Приучайте ребенка к бережному отношению с книгой.
    • Во время чтения, сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо.
    • Читайте всегда, когда ребенок просит вас.
    • Читайте ребёнку вслух каждый день, перед сном.
    • Для выбора книги, организуйте, совместный поход в магазин.

     Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

    Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.

    Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

    При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник — зайца, мышонка или котенка.

    Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей .

    Список рекомендуемой литературы

     Для детей от 5 до 7 лет

     1. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера)

    2. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», и др.

           3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»

    4. В, Бианки «Где раки зимуют»

    5. Братья Гримм «Сказки»

    6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.

    7. В. Гришин «Лягушка-путешественница»

    8. А. Ершов «Конек-горбунок»

    9. Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»

    10. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»

    11. Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

    12. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.

    13. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи Длинный чулок»

    14. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др.

    15. В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

    16. Г. Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!» и др.

    17. Ш. Перро (в пересказе для детей) «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»

    18. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Еж», «Золотой луг»

    19. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»

    20. Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»

    21. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сказки»

    22. П. Трэверс «Мэри Поппинс»

    23. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино»

    24. Е. Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» и др.        

     25. К. Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце» и др.

    Желаю вам успехов,уважаемые родители!

    РЕБЕНОК ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ.

    Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
    И это значительно удобнее, чем правой рукой.
    Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”

    Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.
    — А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука — левая? “Неужели наш ребёнок — левша?” — задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?

    О леворукости мы знаем много и… почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость — это индивидуальный вариант нормы.
    Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
    – воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;
    – различные генетические варианты.
    Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.
    Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.
    Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
    Вот несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.
    ✔ “Переплетение пальцев”.
    Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей — левый.
    ✔ “Поза Наполеона”.
    Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
    ✔ “Одновременное действие обеих рук”.
    Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
    ! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
    Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть; это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
    Задание 1.
    Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
    В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
    Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
    Задание 2.
    Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
    Задание 3.
    Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
    Задание 4.
    Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
    Задание 5.
    Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.
    Задание 6.
    Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
    Задание 7.
    Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
    Задание 8.
    Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
    Задание 9.
    Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.

    Проанализируйте результаты.
    Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) — правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.
    Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило — эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
    Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

    Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!

    
    
    
    
    

    Автоматизация звуков в домашних условиях.

    Дорогие родители!

          Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе автоматизации. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

          К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

      Важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Хочу предложить вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.

    «Чего не стало?»

    Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

    «Что изменилось?»

    Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

    «Что лишнее?»

    Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для  его исключения.

    «Слова вокруг нас»

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

    Самое полезное для вашего маленького ученика  ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

                           ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ ВАМ  В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!

    Консультация для родителей

    ИГРЫ С КРУПАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 

    Очень часто мы не осознаем, что обычная игра ребенка, на самом деле тренажер для его пальчиков. Поэтому я предлагаю вам примеры, во что можно поиграть с детьми с пользой и при этом доставить им удовольствие и радость. Существует множество средств от самых простых вещей, не требующих материальных затрат до современных, дорогих устройств.

    1. Каша для Мишки
    Дайте ребенку ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда — яркие кастрюльки и сковородочки. «Сварите» с малышом кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта игра поможет научить карапуза общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. 

    2. Бассейн для пальчиков.
     
    «Бассейн» для пальчиков. Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный «бассейн» спрячьте кубик. Покажите ребенку другой кубик и попросите его отыскать такой же в «бассейне». Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество «погруженных» предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки. 

    3. Бусы для бабушки. 

    Бусы для любимой бабушки. 
    Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема. 


    4. «Золушка»

    Ребенку предлагаются разные крупы, которые перемешаны в одной емкости. По заданию: перебери крупу, как Золушка (предварительно желательно вспомнить данную сказку), ребенок приступает к работе.

    5. Рисование на манке. 
    Рисуем на манке, можете взять крышку от обувной коробки, вложить на дно лист цветной бумаги, сверху высыпать манку и рисовать.

     
    Для занятий необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков, а не поднимающиеся плавно, но даже это не гарантирует того, что крупа не будет рассыпана по полу. Занятие лучше проводить в комнате, где нет ковровых покрытий, и два движения веником приведут пол в порядок. 
    Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. 

    Дети всегда очень серьезно относятся к новому. Им необходимо время, чтобы исследовать свойства круп, попробовать их на вкус, попересыпывать с ладони на ладонь, возможно, ваше предложение порисовать, вызовет протест. Поэтому первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. Это может занять много времени, и необязательно все занятие простоять над ребенком. Достаточно объяснить ему правила: играй только на подносе, что упало на стол, собери и положи обратно. На следующее занятие можно приступать к рисованию.
    Игры с крупами информативны для малышей, способствуют развитию мелкой моторики и всегда очень увлекают ребенка в любом возрасте.

    Учитель-логопед

    Головатая Н.А.

    Памятка для родителей
    о психолого-педагогических основах развития речи
    детей старшего дошкольного возраста

    Уважаемые родители:

    • Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе
    • Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка
    • Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог
    • Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте
    • Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения
    • К шести годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил
    • В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения
    • Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова
    • Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности
    • Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта
    • Слушайте и слышьте друг друга

    Уважаемые родители!

    Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.

    Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.

    Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением?

    Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.

    Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

    * Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

    * Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

    * Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

    * Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)

    Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.

    Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

    Желаю успехов!

    Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

    Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

    Хвалите ребенка за его скромные успехи

    Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

    Профилактика речевых нарушений у детей.

    Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

    Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.

    Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

    Третичная профилактика. Социально — трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

    Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.

    Существуют генетические консультации будущих родителей, если есть семейное отягощение, родителей информируют о мерах профилактики. Важно психолого — педагогическое просвещение родителей. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение).

    Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.

    Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

    Биологические факторы риска — патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность.

    Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

    Речевые нарушения генетического — леворукость.

    Профилактиказапрещается насильственное переучивание.       Семейная отягощенность речевой патологией. 
    Профилактика — ограничить общение человека с речевой патологией и ребенком.

    Социально — психологические факторы. 

    К социально — психологическим факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом).

    Нервно — психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания). Мать и другие лица должны общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию.

    Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.

    Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Средствами является: изучение окружающей среды и игра. Для дальнейшего обучения грамоте важно развивать слух фонематическое восприятие. В дошкольный и ранний школьный период надо соблюдать режим. Важна психологическая готовность ребенка к школе.

    Вторичная профилактика. 

    Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающего речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.

    Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

    Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

    В процессе воспитания детей с речевыми нарушениями, родителям и педагогам, необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с речевым дефектом (страх речи, уход от речевой ситуации), необходимо усилить психотерапевтический акцент в работе. Этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально — психологического реагирования.

    Третичная профилактика.

    Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересовкаждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

    Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико — психолого — педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений.

    Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен (кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет — стоматологом. В три-пять лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

    В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

    Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие депрямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

    Увлекательные домашние игры с буквами

    Как выучить быстро буквы с ребенком, не отрываясь от домашних хлопот? Предлагаем вам легкие и увлекательные игры на кухне для изучения букв, начиная с двух лет. Играть можно от 2 минут в день до 15 минут, ориентируясь на возраст и интересы ребенка.

    1. Магнит на холодильник. Можно играть с 2 лет.

    Сначала запоминаем гласные. Повесим на холодильник магнитик с буквой А повыше, чтобы ребенок не мог достать букву.

    В первый день: Завтрак — Подняли ребенка, показали букву, назвали ее.

    Обед. Повторяем действия. Ужин. Тоже самое. На другой день поднесли ребенка снова к холодильнику и спросили какая это буква? Ребенок уже назовет букву. Обычно дети таким образом учат букву за один-два-три дня.

    Когда ребенок сам начнет показывать букву А, переходим к следующей гласной – О и т.д. За 2-3 месяца можно выучить все буквы.

    Примечание: Для ребенка буква – это учебный материал, он не должен брать ее в руки. Иначе методика проведения будет нарушена и малыш в 2 года начнет использовать букву как игрушку и не воспринимать как букву. Также важно называть букву звуком (не ЭМ, а М).

    • Лото с буквами. Можно играть с 3 до 6 лет.

    В три года можно с мамой уже играть в лото.

    У ребенка и у мамы по 3 большие карточки. Мама берет любую букву, показывает ее и спрашивает у кого такая буква?

    Ребенок смотрит на букву и находит ее у себя или у мамы, и получает положительные эмоции, что он первым увидел букву.

         Когда вы проиграли много раз первый вариант лото и ребенку уже нет необходимости смотреть как выглядит буква, можно играть не показывая ее, просто называя.

    Примечание: игра развивает внимание, память, зрительное восприятие, воспитывает усидчивость.

    • Рисуем буквы гуашью в ванной.

    Вам понадобятся любые краски, кисточка и пока еще чистая ванна. Посадите ребенка в ванну и нарисуйте разными красками по бокам ванны буквы, затем назовите их по очереди и попросите ребенка их повторить, а, чтобы было интереснее, пусть пальчиками нарисует сам.

    • Найди домик для буквы

    Вам понадобятся бабочки и цветочки из цветного картона. На бабочках и цветочках нарисованы буквы. Ребенок берет бабочку и ищет цветочек с такой же буквой.

    Бабочки и цветочки с одной буквой должны быть разного цвета, чтобы ребенок искал одинаковые буквы, а не соотносил цвета.

    • Игры с манкой.

    Насыпать на поднос манку, а ребенок рисует буквы пальчиком, ладонью, палочкой. Можно выкладывать на манке буквы из камешков, из палочек или других природных материалов. Можно закапывать буквы в манке, а ребенок ищет и называет их.

    • Мягкие буквы

    Игра для детей 5-6 лет. Закрепление графического образа буквы через объемное моделирование. Предлагаем ребенку сконструировать из мягких длинных бигуди (из проволоки и поролона) разные буквы.

    Игры с манкой снимают стресс, развивается фантазия и воображение.

    Благодаря воздействию зрительного и тактильного анализатора дети лучше запоминают буквы.

    • Конструктор из букв.

    Разрезанные цветные буквы на несколько частей на столе. Есть подсказка: каждая буква имеет один цвет. Ребенок собирает буквы.

    • Аппликации букв.

    Аппликации можно делать из разных материалов. Из цветной бумаги, из блесток, из бусин, из пуговиц, из паеток, из пенопластовых шариков.

    • Волшебный мешочек

    Показать ребенку 4 буквы, пусть он их потрогает, а затем положить буквы в небольшой непрозрачный мешочек. Ребенок опускает руку в мешочек и не видя букву пытается узнать какая это буква.

    Развитие мелкой моторики и графических навыков

     у детей 5-7 лет

       В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

      Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

     Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

     Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

      Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

     Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

    Цель работы: развитие мелкой моторики, подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков.

    Задачи работы

    Образовательные:

    — обучение ориентации на листе в клетку;

    — учить детей работать с образцом: анализировать образец, использовать образец для срисовывания и проверки;

    — учить выполнять графические задания под диктовку;

    — развитие навыков владения линейной графикой.

    Развивающие:

    — развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

    — развитие зрительного и слухового восприятия, память, аналитического мышления

    Воспитательные:

    — воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;

    -вызывать у детей заинтересованность к данной работе, стремление учиться писать в школе

    http://mkdou43.ru/wp-content/uploads/2022/03/Консультация для-родителей-1.docx

    Консультация для родителей на тему:

    «Автоматизация звуков в домашних условиях»

    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

    К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

    • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    • автоматизация звука в предложениях;
    • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

    К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

    Автоматизация звука в слогах.

    Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

    Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

    Автоматизация звуков в словах.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

    Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

    На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

    Автоматизация звука в предложениях.

    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

    Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    • Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

    «Загадки»

    Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

    «Чего не стало?»

    Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

    «Что изменилось?»

    Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

    «Что лишнее?»

    Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

    Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» — неживая, затем «ворону» — птица, потом «корову» — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

     «Слова вокруг нас»

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

    Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

    В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

    Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем — родным и знакомым.

    Самое полезное для ребенка — ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

    Учитель-логопед:

    Головатая Н.А.

    История РФ
    Памятные даты военной истории России
    banner_deti_1
    Визитка
     Наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 43»
    Адрес: 679016, ЕАО, Биробиджан, ул. Миллера, 5а
    Телефон: 8-(42622)-6-06-87
    Руководитель: Питиримова Ольга Владимировна
    Электронная почта: ds43eao@post.eao.ru
    Адрес сайта: http://mkdou43.ru
    График работы заведующего МБДОУ: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00
    Об учредителе
    Наименование: Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
    Почтовый адрес: 679000 ЕАО г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29
    Телефон: +7(42622) 6-91-92
    Адрес электронной почты:gorod@post.eao.ru
    Адрес интернет-страницы: www.biradm.ru
    Режим работы: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00